«Были генералы идиоты, а были и замечательные люди»
Поделиться
В тот день, когда в Осло вручалась Нобелевская премия Алексею Муратову, упомянувшему в своей речи подвиг майора Измайлова, сам он получил первую в своей жизни награду. Это был «Сталкер» на одноименном 27-м Фестивале фильмов о правах человека.
У фестиваля есть традиция — награждать ярких героев документальных картин. Лауреатом нынешнего года и стал майор Измайлов, который пришел на церемонию с двумя детьми — сыном и дочкой, которых после смерти жены вырастил сам. Они тоже снимались в фильме «В лысого не стрелять!». В названии — принцип, действовавший в Чечне. Измайлов был тем, в кого не стреляли.
Спустя несколько дней уже сама картина «В лысого не стрелять!» Анны Артемьевой получила приз жюри — «Сталкер» за лучший документальный фильм. Его редактор Ксения Сахарнова сказала: «Наш любимый майор Вячеслав Измайлов прошел афганскую войну, был обыкновенным военным. В начале 90-х он работал в военкомате города Жуковского, призывал молодых ребят в армию.
В 1995-ом получил известие о гибели своего призывника, а потом пришел и гроб с телом. Тогда Измайлов понял, что больше не может оставаться в безопасности на своей работе, решил отправиться в Чечню.
За несколько лет, проведенных там, он не сделал ни единого выстрела в сторону противника, но освободил из плена с той и другой стороны как минимум 174 человека. Майор Измайлов и его коллеги по освободительной миссии в Чечне — настоящие герои России, но у них нет государственных наград, орденов, звезд героев, и, может быть, никогда не будет».
Президент фестиваля «Сталкер», кинорежиссер Вадим Абдрашитов тоже сказал о майоре Измайлове: «Он вытащил из плена и спас от гибели более 170 человек, рискуя собственной жизнью, Представьте себе, в каких условиях все это происходило, какова цена этим подвигам».
Получая награду, Вячеслав Измайлов вспомнил о том, как все начиналось, в 90-е Юрий Батурин, в ту пору, секретарь Совета обороны, сказал ему: «Лучше всего в этой жизни у тебя получается освобождение заложников». Так этим и занимайся». Вячеслав Измайлов рассказал о тех непредвиденных обстоятельствах, с которыми пришлось столкнуться:
— Виталий Бенчарский, руководивший комиссией при президенте России по розыску без вести пропавших, в январе 1996 года договорился с одним полевым командиром, и мы готовы были отдать человека, который не был боевиком, за четырех наших бойцов. Обмен производился в Шатое. С Виталием Ивановичем было еще несколько матерей, и когда они увидели этого человека — избитого, который еле-еле ходил, а он через два часа умер уже после выдачи, матери завизжали. Они думали, что теперь их сыновей не отдадут. Но чеченцы отдали четверых.
Виталий Иванович приехал в Ханкалу, пошел в камеру, где держали заложников. Там сидели в разных камерах и российские военные, и боевики, четыре чеченца. Январь, холод, а они там без печки. Виталий Иванович подошел к командующему группировки генералу Тихомирову — замечательному человеку. Были генералы идиоты, а были и замечательные люди. И он распорядился поставить печку-буржуйку в камеру пленных. Через день Виталий Иванович опять пришел и не увидел ни одного пленного, спросил: «Где они?» Охранник засмеялся в ответ. Пленных расстреляли. Ни один из них не был боевиком. Виталий Иванович бросился на этого человека, а тот ему сказал: «Ты, полковник, тоже ходишь на войну, и спина твоя открыта».
Я обменом пленных занимался пять лет и, в конце концов, стал сумасшедшим. Кричал на боевиков, на генералов, дошел до того, что начал кричать на прокуроров. И один из них завел на меня уголовное дело. Это было 20 с лишним лет назад. Когда Алексей Симонов позвонил мне с сочувствием, я ответил: «Так хочется отдохнуть в Бутырке. Там говорят, картошку хорошо готовят. Буду писать репортаж с петлей на шее. Я помню слова Алексея Кирилловича: «Слава, наступают такие времена, когда каждый приличный человек должен стремиться сесть первым».
На «Сталкере» поднимались многие болевые темы, о которых не принято говорить. И если одно время снималось много картин о проблемах наркомании, которая никуда не ушла, то теперь их почти нет. Редкое исключение — «Родитель» Влада Фурмана. Мария Шукшина сыграла в нем роль матери, у которой сын попал в беду.
— Тема очень важная, имеет государственную важность, но государство почему-то не обращает на это внимания, — говорит актриса. — Вся страна в заплатках, но об этом нигде и ничего не говорится. Ежедневно умирает около 500 молодых людей от 14 до 24 лет. Эта цифра, может быть, уже немного устаревшая. Надеемся, что наш фильм что-то изменит, вызовет резонанс в обществе.
Фильм «Герда» Натальи Кудряшовой получил «Сталкера» за лучший игровой фильм. Его героиня живет в небольшом провинциальном городе, мечтает уехать. Она учится на социолога, а ночью выступает в стрип-клубе, чтобы заработать на жизнь. Получая награду, Наталья рассказала о цепочке случайностей, которые вызвали у нее потрясение:
— Была масса причин пропустить фестиваль. С Настей Красовской (непрофессиональная актриса из Минска, уже получившая награду за лучшую женскую роль на фестивале в Локарно – С.Х.) мы встретились случайно. Она позвонила, сказала, что в Москве. Случайно встретились и с художником по костюмам Катей Павелко. Пришел мой учитель Владимир Фенченко.
Все, что я здесь увидела — как пробуждение от гламурного, летаргического сна, в котором все мы находимся. Наверное, мы к нему отчасти приговорены, потому что живем в пространстве, существующем совершенно по другим законам, не тем, по которым живут прекрасные и смелые люди, которых мы видели на экране. Моя картина тоже про некое пробуждение от летаргического сна, про то, что мир нужно видеть таким, какой он есть.
Вручая приз им. Марлена Хуциева за верность идеям «Сталкера», документалист Андрей Осипов подчеркнул, что награда дана картине «Разжимая кулаки» молодого режиссера Киры Коваленко за смелость, многоуровневость, образный и открытый финал. «Когда фильм заканчивается, ты еще долго находишься в пространстве вместе с его героями», — сказал он.
Вадим Абдрашитов назвал документалистов людьми неравнодушного устройства. Они снимают фильмы на очень тяжелом материале, что свидетельствует о том, что жизнь, по крайней мере кинематографическая, продолжается. «Кинематографисты хотят, чтобы жизнь продолжалась вообще в благородных, жизненно устойчивых формах. 80 процентов фестивальных картин сняли женщины, и это о многом говорит. Нам, мужчинам, есть о чем задуматься».