Роберт Стуруа уже произнес свою рождественскую речь
Поделиться
Дмитрий Крымов закончил съемки своего дебютного фильма «Все нормально», где появился неожиданный образ нитей, связывающих людей. Постепенно они становятся толще, пока не превратяться в канат. На закрытии V фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» этот образ нашел неожиданное продолжение.
Дмитрий Крымов в прошлом году стал лауреатом «Уроков режиссуры». А теперь на сцену вышли его актеры, их коллеги из других театров и совсем не актеры, просто люди, оказавшихся в зале, но имевшие отношение к театру как таковому. Сложно точно сказать, были ли среди них засланные казачки, припрятанные до поры до времени, или же это была импровизация.
Два актера из мастерской Дмитрия Крымова выводили на сцену людей, которые либо сами тянули руки и хотели сыграть кого-то из чеховских героев, либо они казались затеявшим всю эту веселую канитель подходящими на Аркадину, Заречную, Ирину, Фирса…
Будущий Фирс, к примеру, сидел рядом с нами. Он начал тянуть руку, как только был брошен клич: «Кто хочет сыграть Фирса». Раневской, а может быть, Аркадиной, оказалась прекрасная актриса Анастасия Светлова, которая могла бы исполнить и ту, и другую роль с равным успехом. Все эти выловленные в зале герои оказались на сцене связаны одной цепью, вернее, веревкой. Таким образом перемешали все пьесы Чехова так, что все его герои стали персонажами одного спектакля, длившегося минут пять.
Гораздо больше времени занял процесс выбора потенциальных исполнителей. Они, как бурлаки на Волге, начали тянуть веревки. Троих сразу же подстрелили – тех, кого не стало по воле Чехова – Треплева, Тузенбаха и старика Фирса, запертого в доме. Слегка подбитая процессия удалилась за кулисы. Это был первый и последний спектакль, уникальный в своем роде. Впервые встретились чеховские персонажи разных пьес, и больше им в таком виде не сойтись. Самого Дмитрия Крымова не было. Он продолжал снимать на «Мосфильме» кино.
В тот же вечер огласили имена лауреатов «Уроков режиссуры». Ими оказались молодые режиссеры Айдар Заббаров, отмеченный за спектакль «Я не вернусь» в Театре им. Камала в Казани, Никита Кобелев с «Новаторами», поставленными в московском Театре им. Вл. Маяковского, Андрей Калинин с «Товарищем Кисляковым» из Александринского театра Санкт-Петербурга. Победителей определило жюри, состоящее только из режиссеров – Алексея Бородина, Юрия Бтусова, Евгения Каменьковича, Семена Спивака, Валерия Фокина, Адольфа Шапиро, Георгия Исаакяна. Они посмотрели 12 спектаклей, чтобы выбрать лучшие.
В фойе театр «Et cetera», где проходила церемония, установили елку желаний, о которой нам рассказал главный режиссер театра Роберт Стуруа: «Я люблю праздники, но больше всего Рождество, а оно совсем скоро. Я – глупый человек. У меня есть фейсбук, и я уже начал там печатать всякие поздравления, говорить, что скоро, скоро… На елке — пожелания детей. И я сразу вспоминаю рождественские рассказы, Сочельник. Мы уже совсем забыли, что такое мечтать. У нас исчезли все желания. Мы все, даже молодые, как-то постарели. Я хочу, чтобы вы сорвали эти пожелания, иногда очень грустные. В Сочельник ходят несчастные дети, сироты, заглядывают в окна, за которыми празднуют люди побогаче, и это всегда трогает. Меня лично трогает. Я люблю этот жанр. Сорвите записки детей и по мере возможности выполните. Там нет каких-то невыполнимых пожеланий. Дети еще не думают о деньгах и богатстве. У них очень хорошие желания. Давайте вместе принесем им радость».