685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235 Когда режиссер Можно уехать И этим, Именно постижением
Режиссер
35
Юрий Грымов начинал работу над спектаклем «Масквичи» (именно через «А»), то, кажется, никто
из его звездных коллег об отъезде из России не помышлял. В конце февраля все
изменилось. И сегодня премьера об уехавших в Америку соотечественниках обрела новое
звучание. Его оценил корреспондент «Дни.ру».
из России, но Россия из тебя уехать не сможет никогда. Герои спектакля Грымова
обрели новую родину в Нью-Йорке. Тут жители питаются суши или чипсами, работают
коучами, выискивают у себя экзотические фобии, легально выращивают дома
марихуану, а Ася зовется Ариэлью (Марина Дианова)… Стоит таким порядком возмутиться или хотя бы удивиться, и родные дети обвинят
в дикости, назовут «людьми средневековья».
приехавшим жить в Америку русским евреям Маргарите и Натану (Валерия Королева и
Александр Борисов) вдруг покажется, что нет ничего вкуснее картошки и жареных
шкварок, красивее белорусского трикотажа и правдивее родной информационной агитпрограммы «Время».
Когда в окно виден построенный еще в 1931 году 102-этажный небоскреб Эмпайр-Стейт-билдинг, а телевизор при этом бравурно рассказывает, что Россия – страна лучших в мире вакцин, где развиваются нанотехнологии и в космосе
снимают художественное кино, – возникает какая-то новая реальность.
этой другой реальности и занят Грымов. Его герои – это персонажи масштабной
компьютерной игры с непредсказуемым сюжетом и поворотами. Ну, разве
можно поверить, что русский пациент побьет врача в американской палате, что
мужчина обвинит коллегу в сексуальных домогательствах, а парень будет носить юбку
и все вокруг станут считать это нормой. Сюрреалистичный сон!
превращает его в абсолют, наполняя сцену доисторическими животными, Кинг-Конгом из фильма, гигантскими
куклами, масками, восточным сказочным принцем. Правда, тоже когда-то уехавшим из России
и слывшим там неудачником.
Да, в Америке,
этой «стране кредитов», как называют ее в спектакле по пьесе Екатерины Брезгуновой, все иначе, чем в нашей «стране
стабильности и безопасности». Сложно привыкнуть, что невероятный вид из окна – это не фотообои
из старой квартиры в Бердичеве или Москве, что валенки окажутся русской экзотикой, а обычные
на родине разговоры о политике, деньгах и религии тут воспринимаются как
моветон и вторжение в личное пространство. Даже шутки и увлечения тут иные – бежавший
от коммунистического режима на Кубе зять-афроамериканец Мигель (Диллон Олойеде) почему-то обижается на подаренную футболку с надписью Сhe Burashka, а внук Лео (Антон Дубровский) коллекционирует снимки
мертвых птиц и рисует порнографические мультфильмы. Какие-то эти русские американцы не наши! А наши – какие они? Возможно, ответ есть в пьесах Чехова, этого врача человеческих душ. Поэтому герои спектакля Грымова рассуждают о чеховских героях, спорят о русской литературе, о которой особенно приятно рассуждать в квартире на Манхэттене.
Столкновение
разных миров, систем ценностей, культурных кодов между приехавшими из России
родителями и давно живущими в штатах детьми в спектакле выглядит уморительно, а
порой и зубодробительно. Зрители узнают себя, сравнивают с собственными ощущениями.
И вдруг окажется, что, действительно, «дым отечества нам сладок и приятен».
Грымов при помощи эффектной сценографии (художник Наталья Войнова) наполняет спектакль символами и аллюзиями. Иронизирует над миром, где
бездельники без профессионального образования мнят себя блогерами и учат по интернету других «искать
внутреннего ребенка». Смешная реальность! Именно поэтому «мАсквичи» у него пишутся
через «а» – так в остальной России представляют московский «акающий» диалект. Режиссер
оставляет и небольшой «автограф на память» в виде горящих букв на крыше одного
из небоскребов Y&G (Yuri Grymov).
По стилю «МАсквичи»
– эдакий захватывающий аттракцион, где и ветер, и песок, и рок-музыка. Все, как
любит и умеет Юрий Грымов. Все, чтобы за два с половиной часа зрители могли точно понять, кто же
они такие, эти странные «мАсквичи».