До слез: Немоляева рассказала о разборках с Лазаревым

0
101

685
400
true

Дни.ру

1
5
4.7
96

info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»

235
35

До слез: Немоляева рассказала о разборках с Лазаревым

Театр имени Маяковского в празднованиях юбилеев давно отошел от банальных «капустников». 90-летие он отмечал документальной драмой Никиты Кобелева «Девятьподесять», в которой зрители ходили по зданию и словно бы листали страницы его славной историю, «встречаясь» с Мейерхольдом, Охлопковым, Гончаровым. Эти и другие режиссеры поставили здесь 340 спектаклей. В путешествие по тому, что было, и тому, что только планируется, в день 100-летия прославленного театра пригласил его новый художественный руководитель – Егор Перегудов.

В разные годы здесь блистали Мария Бабанова, Лев Свердлин, Татьяна Доронина, Наталья Гундарева… Но и сегодня, когда, по Пушкину, «иных уж нет, а те далече», память о них жива. Даже в тех же костюмах, в которых они когда-то выходили на эту легендарную сцену. В костюмерном цехе хранится несколько тысяч платьев, брюк, пиджаков из спектаклей разных лет. Семьсот из них стали по замыслу художника Владимира Арефьева основной эффектной сценографии для спектакля «Истории».

До слез: Немоляева рассказала о разборках с Лазаревым

Это истории про уже сыгранное и только желаемое. Ведь у каждого актера есть знаковые роли и те, о которых он всю жизнь мечтает. Когда в мае этого года Егор Перегудов стал художественным руководителем, то лично поговорил с каждым из 82 артистов и предложил участие в таком спектакле, где можно было выбрать себе любой роль и любой образ.

Первым откликнулся Игорь Костолевский, который любит Ивана Бунина и хотел бы сыграть его «Солнечный удар». Кажется, более тонкого, глубокого и интеллигентного артиста сюда не найти! В театре Маяковского он один из мэтров.

Как и Светлана Немоляева. Этой сцене она служит уже 63 года! Менялись худруки, режиссеры, публика вкусы, да и сама страна. А Светлана Владимировна во все времена была звездой этого театра. Среди более полусотни названий сама она особенно дорожит ролью Сары Бернар в спектакле «Смех лангусты». Ее партнером там был любимый супруг – Александр Лазарев. «В одном образе Питу он играл множество ролей – мать Сары Бернар, святую мать-воспитательницу в монастыре, возлюбленного, наглого импресарио и в финале – Оскара Уайльда, – вспоминает Немоляева. – И если все роли были характерные, то в финале он просто выходил красавцем в белом костюме».

Зрители, которые не застали ту постановку, теперь могут представить, как это было – на сцену проецируется видеоизображение Александра Лазарева из того спектакля, звучит его голос. И Светлана Немоляева ведет диалог с ним. Получается эдакая перекличка со вчерашним и сегодняшним днем – как и хотел режиссер. И это пробирает до слез.

Для Немоляевой «Истории» – очень личный спектакль. «Нам с Сашей никогда не мешало в театр, что мы и в жизни близкие люди, – уверяет она. – Мы всегда абстрагировались от себя. Выходишь на сцену, входишь в дверь своего персонажа, а все твои личные отношения остаются за кулисами. Но вот когда мы с Сашей домой приходили после совместных спектаклей, могли начаться разборки – ты вот тут не так сделал, а ты вот тут!»

Александра Лазарева не стало в 2011-м. И его, пусть даже в виде проекции и голоса, появление в спектакле к 100-летию театра, кажется трогательным и правильным.

Вообще, «Истории» – это приношение всем, кто принес славу этому театру. Не случайно в первой сцене на сцене появляется настоящий рабочий стол Всеволода Мейерхольда. А потом сменяют друг друга названия, режиссеры, годы… «Ночь», «Молодая гвардия», «Первая конная»… Захаров, Завадский, Охлопков, Арцибашев… В 1943-1949 годах здесь, тогда в Театре драмы, играла Фаина Раневская. Она была дружна с писателем Виктором Ардовым, дедом актрисы Анной Ардовой. И теперь в «Историях» она в паре с Анатолием Лобоцким воплотила чеховскую «Драму», по которой в 1960-м году, когда Анна еще ходила в школку, был снят фильм с Раневской в роли Мурашкиной.

Егор Перегудов показывает тем самым, что театру с таким мощным составом артистов под силу любой жанр. Водевиль, как в истории про «Ключ» Аркадия Аверченко, сыгранный Дарьей Поверенновой, Виктором Запорожским и Иваном Сапфировым. Или юмористический «Осколок» Василия Шукшина с Любовью Руденко и Сергеем Рубеко. В 1973-м он, будучи студентом, по заданию Андрея Гончарова участвовал в создании спектакля по рассказам Василия Макаровича. Автор, кстати, был тогда на премьере и даже пообещал написать пьесу специально для театра Маяковского. Так в афише появились «Энергичные люди».

Но самое большое потрясение в «Историях» – это, конечно, Ольга Прокофьева в роли
дочери героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского и жены декабриста Сергея Волконского. Она давно хотела сыграть не вымышленного, а реального персонажа, человека, который жил, был, любил. И ее попадание в образ Марии Волконской совершенное. Даже костюм актрисе сделали по фотографии с портрета княгини. В свое время ее история так потрясла поэта Николая Некрасова, что он написал про нее вторую часть поэмы «Русские женщины», А теперь хочется верить что Егор Перегудов сделает полноценный спектакль по ней с Ольгой Прокофьевой.

…В финале юбилейных «Историй» на сцену вместо семи сотен костюмов прошлого опускаются пустые плечики для одежды. Актеры повесят на них и свои костюмы из этого спектакля, и это очень символично. История театра имени Маяковского продолжается.

КАК ПЕНСИОНЕРАМ ОФОРМИТЬ ЛЬГОТЫ НА ЖКХ