Высказывание Леонтьева довело до слез 82-летнюю вдову Солженицына

0
271

685
400
true

Дни.ру

1
5
4.7
96

info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»

235
35

Высказывание Леонтьева довело до слез 82-летнюю вдову Солженицына

«Не стоит село без праведника» – так в авторской редакции назывался рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Хотя эта пословица относится в полной мере и к самому писателю – одному из величайших в русской литературе. Он, как и Пушкин, «наше всё». «Наше всё» – так называется цикл о знаменитых людях в Театре Наций. Чехов, Тургенев, Бабель, Бродский, Ахматова – теперь это ряд великих продолжил и Солженицын.

«Ваш А. Солженицын» – так подписывался Александр Исаевич под письмами. Это и стало эпиграфом постановки Марины Брусникиной. Хронологически она охватывает небольшой период жизни писателя – от ссылки в село Коктерек Джамбульской области Казахстана в 1953-м до получения Нобелевской премии по литературе в 1970-м. Писателю она была присуждена с формулировкой «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

В лекции, которую время церемонии награждения в Стокгольме прочел Солженицын, он, в частности, сказал: «То, что по одной шкале представляется издали завидной благоденственной свободой, то по другой шкале, вблизи ощущается досадным принуждением, зовущим к переворачиванию автобусов. То, что в одном краю мечталось бы как неправдоподобное благополучие, то в другом краю возмущает как дикая эксплуатация… Насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью… Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой… Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи. И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть э т о приходит в мир и даже царит в мире – но не через меня».

С тех прошло ровно полвека, но слова писателя актуальны и поныне…

Вообще, постановка Марины Брусникиной оказалась очень созвучной моменту. Она проникает в самое сердце, позволяет открыть неожиданные смыслы в творчестве Солженицына. Авангард Леонтьев блистательно читает отрывки из романов, дневников и писем писателя. А молодые актеры Мастерской Дмитрия Брусникина дополняют звучащее воспоминаниями других таких же, познавших ужас советской тоталитарной машины – Ахматовой, Цветаевой, Чуковской…

В этом спектакле емкая, лаконичная, почти аскетичная сценография Александра Боровского – лишь полтора десятка ламп, которые становятся то светящей в лицо лампой в кабинете следователя, то тусклой лампой в лагерном бараке. Солженицын все это прошел.

Во время многих испытаний – травли за «антисоветскую деятельность», ареста, лишения гражданства, изгнания из Союза – с ним рядом была жена Наталья Дмитриевна. А сегодня она, уже как зритель, сидит в первом ряду на спектакле о своем легендарном муже. Делает пометки в блокноте, чтобы, вероятно, потом обсудить с актерами какие-то моменты. Ведь она была свидетелем того, о чем рассказывают Леонтьев и «брусникинцы», на ее глазах рождались эти произведения.

Наталья Дмитриевна не скрывает слез. Такой спектакль – лучший памятник Александру Солженицыну.

ЧИТАЙТЕ «ДНИ.РУ» В «ТЕЛЕГРАМЕ» – ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ И ПОДАРКИ